Курсы валют
на 17.11.2018Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня пятница, 16.11.2018: публикаций: 1038
Новости. Опубликовано 08.04.2015 13:31  Просмотров всего: 2454; сегодня: 4.

Заседание «Меркурий - Клуба» по теме: «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России»

Заседание «Меркурий - Клуба» по теме: «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России»

2 апреля 2015 года в Центре международной торговли Москвы, зал «Ладога», прошло очередное заседание «Меркурий-клуба» «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России»

Директор клуба Валерий Кузнецов открыл мероприятие и приветствовал участников заседания:

–Уважаемые гости, прошу садиться! Начинаем наше заседание.

Дорогие друзья! Сегодня на заседании «Меркурий-Клуба» в повестку дня выносится уже традиционно один из самых злободневных вопросов развития нашего государства, нашей страны и общества.

У нас сформировалась уже стартовая группа выступающих, остальных прошу подавать записки, желающих, Борису Николаевичу. У нас регламент такой предлагается: 10 минут для выступлений и 3 минуты для реплик и вопросов. В зале ведется аудиозапись, материалы нашего заседания будут обобщены и направлены политическому руководству страны.

А теперь разрешите для экстренного сообщения предоставить слово генеральному директору акционерного нашего общества «Центр международной торговли» Саламатову Владимиру Юрьевичу.

Саламатов В.Ю.:

– Уважаемый Евгений Максимович, уважаемые члены «Меркурий-Клуба», дамы и господа! Сегодня в рабочий кабинет Евгения Максимовича, который расположен в Центре международной торговли, приехал руководитель администрации Президента Российской Федерации Сергей Борисович Иванов. Собственно, тема, которая была, она была посвящена деловым вопросам, присутствовала и дружеская нота. Но, на самом деле, Сергей Борисович приехал с очень важным поручением от Президента Российской Федерации.

Вы знаете, что некоторое время назад вышел Указ, подписанный Владимиром Владимировичем Путиным о присвоении Ордена Александра Невского Примакову Евгению Максимовичу. Сегодня Сергей Борисович, выполняя поручение Владимира Владимировича, вручил этот Орден. Вы видите эту фотографию. (Аплодисменты.) И если, уважаемые дамы и господа, вы не возражаете, от всех присутствующих здесь мы хотим вручить наш скромный подарок Евгению Максимовичу, букет цветов. Евгений Максимович, от всей души Вас поздравляем! (Аплодисменты.) Евгений Максимович, крепкого здоровья! И мы ждем от Вас новых заседаний «Меркурий-Клуба», новых монографий и много чего полезного. Спасибо Вам.

Модератор (Кузнецов В.А.):

– Слово для ведения нашего заседания предоставляется президенту «Меркурий-Клуба» академику Примакову Евгению Максимовичу.

Примаков Е.М.:

– Прежде всего, я очень рад встрече. Журналистам: «Вы уже засняли все, так? Очевидно, мне выпала тяжелая доля удалить корреспондентов. Я жду».

Модератор (Кузнецов В.А.):

– Прошу вас, уважаемые журналисты, примите наши извинения, но удовлетворим просьбу Евгения Максимовича.

(Журналисты покидают зал.)

Примаков Е.М.:

– Уважаемые коллеги, в своем вступительном слове не буду останавливаться, к чему и вас призываю, искать влияние внешних причин кризиса: снижение цен на нефть и санкции Запада. Но 60 долларов за баррель не так мало, а санкции оказались эффективными только из-за недостатков нашей экономики. Во многом это результат ошибок шоковой терапии начала 90-х годов. И жизнь показала, что это структурные ошибки.

Во-первых, необоснованно высокая зависимость от внешних рынков. Мы экспортируем свыше 40% сырой нефти, а если считать с нефтепродуктами, то свыше 70%. Важнейшие социальные значимые товары мы закупаем. Доля закупаемого за рубежом оборудования и технологий металлургии – (00:06:00) 75%, в ТЭК и электропромышленном комплексе – 70%. Сельское хозяйство почти полностью зависит от импортных поставок семян, пестицидов, средств ветеринарии, оборудования для птицефабрик и животноводческих комплексов, и прочего. Легкая промышленность зависит не только от импорта оборудования, но и сырья. Более 70% лекарств, 40% продовольствия, большая часть промышленных потребительских товаров закупается за рубежом. Большинство этих товаров производится не только в развитых, но практически в любой среднеразвитой стране. (00:07:00) Отношение чистого экспорта к ВВП у нас выше, чем у Китая и Германии: у нас 9%, у них – 5-6%.

Во-вторых, проявляется необустроенность большей части территорий, в том числе, многих регионов Центральной России, что препятствует развитию в глубинке производства и переработки сельхозпродуктов. Это одна из причин утечки капиталов. Необходимо больше денег дать малому бизнесу, включая фермеров и переработку сельскохозяйственных продуктов через региональные программы, хочу это подчеркнуть. Мы о региональных программах много говорили, но мало делаем. Естественно, такой механизм должен быть продуман. Причем мониторинг ситуации должен быть доведен до района, муниципалитета. Эта мера стала бы инструментом оптимальной децентрализации экономики не только в плане принятия решений, но и с точки зрения территориальной децентрализации. Такая децентрализация в русле общемировой практики.

У специалистов есть целый ряд разногласий по основным направлениям социально-экономической политики. Можно констатировать, что усилилось идеологическое противостояние либералов и антилибералов, причем у некоторых антилибералов идеологический подход даже более выражен. В результате, многие оценки ситуации и предложения часто основываются не на профессиональном подходе и даже не на здравом смысле. В частности, критики Центрального Банка ныне носит, на мой взгляд, идеологический характер. Ошибки могут быть в некоторых деталях, и то они видны задним числом. Сейчас некоторые предлагают снизить ключевую ставку до 6% практически, 6-8%, при инфляции в 15%. В рыночной экономике ставка по кредитам бизнесу, как и по депозитам населению, не должна быть ниже инфляции. Ссылаются на администрирование процентных ставок в Китае. Да, с 1 марта 2015 года там установили ставку по депозитам населению до 1 года – 2,5%, свыше 1 года – 3,1%, а по кредитам малому и среднему бизнесу до 1 года – 5,35%, от 1 до 5 лет – 5,75%, свыше 5 лет – почти 6%. Но все сориентировано на инфляцию, которая в Китае ниже 3%.

В-третьих, наша банковская система, начиная с 90-х годов, работала преимущественно не на внутренних сбережениях, а на привлечении кажущихся дешевыми ресурсов из-за рубежа. Особенно это относится к крупным банкам. В каждый кризис выяснялось, что эти внешние ресурсы не такие уж дешевые. Банки требовали и сейчас требуют огромной поддержки за счет казны.

В-четвертых, это кадровый депрофессионализм. Понятно, здесь много причин. Одна из них – неэффективная приватизация. Другая – низкая зарплата в обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве. Третья – чрезмерный чиновничий аппарат, раздутые и высокооплачиваемые штаты, госмонополия. Путь к преодолению всего этого – снижение неэффективных государственных расходов, улучшение условий и стабильные правила игры для российского бизнеса, в том числе, малого. Налоги, снижение, правила игры для российского бизнеса, в том числе, малого. Продуманная политика импортозамещения необходима, учитывающая долговременные интересы страны. Экономическая централизация, борьба с безработицей, облегчение доступа для иностранных инвестиций в сектора экономики, не попавшие под санкции.

Уверен, что ничего нового я не сказал. Все эти проблемы звучали и звучат, но дело в том, что они не воплощаются в жизнь. Вспомните, сколько было сказано о необходимости реиндустриализации экономики России. Но тема эта не вышла на уровень комплексного планирования. Недавно Правительство издало свои взгляды по решению целого ряда задач по развитию экономики. В документе представлены сроки исполнения, ответственные чиновники, но не сведено в общий план и, судя по всему, практически неконтролируемо по срокам исполнения. То, что финансирование проектов за счет ФНБ замкнуто на президенте, показательно. Значит, нет доверия к правительству, нет доверия к заявкам госкомпаний.

Мониторинг экономической ситуации существует. В частности, у Федеральной резервной системы Соединенных Штатов. У нас предлагается создать специальный антикризисный штаб. Вряд ли это рационально, ведь антикризисные меры должны учитывать и наши долгосрочные проблемы, и тем, и другим должен заниматься один орган. Он называется правительством. Надо повышать его эффективность, восстановить механизм регионального управления, механизм управления научно-техническим прогрессом, заодно убрать ненужные структуры, в частности, так называемое открытое правительство. Что это такое, я до сих пор не понимаю, честно говоря.

Поддержка покупательной способности населения должна быть во главе угла антикризисных мер. Девальвация рубля уже понизила способность населения и, соответственно, потребительский спрос. Сейчас делается все наоборот. В частности, хотят убрать пенсии работающим пенсионерам. Надо повысить стипендии и студентам, сейчас они просто смешные – 1,5 тысячи рублей. То есть студент из небогатой семьи не может учиться. Более резко повысить стипендии в технических училищах, школах механизаторов, если они еще остались, и так далее. Может быть, увеличить индексацию некоторых видов низких пенсий. Психологически это более важно, как мне кажется, чем даже снижение зарплат в правительстве, администрации президента, Думе и Совете Федерации.

При этом уменьшить риск инфляции можно было бы путем снижения налоговой нагрузки, в первую очередь, производственной цепочки: производство, переработка сельскохозяйственной продукции. Оптимальный выбор путей и способов финансово-экономической стабилизации возможен лишь при условии системного неидеологизированного подхода, устранения лоббизма крупных государственных компаний, ужесточения антикоррупционных мер. Спасибо за внимание.

Тематические сайты: Вся Россия, Экономика
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия