Курсы валют
на 17.11.2018Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня пятница, 16.11.2018: публикаций: 1038
Новости. Опубликовано 08.04.2015 14:16  Просмотров всего: 2521; сегодня: 2.

Выступление Титова Б.Ю. на на заседании «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России» 02 апреля 2015 г

Выступление Титова Б.Ю. на на заседании «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России» 02 апреля 2015 г

Уважаемые коллеги, я как уполномоченный прежде всего работаю с обращениями предпринимателей, защищаю их права нарушенные, но, конечно, из того количества обращений, которые ко мне поступают, можно делать системные выводы, и мы стараемся их делать. Я готовлю уже второй доклад Президенту, в первом мы вышли, в общем, до уровня основных проблем российского бизнеса, назвав их пять на тот момент и предложив определенные решения не только мелких проблем – их 217 инициатив было – но и вышли на такой макроуровень. Сейчас готовим новый доклад и, конечно, тоже будем говорить об основных проблемах.

Я, кстати, должен сказать, что вообще-то этот опыт у нас есть, и еще в «Деловой России» начиная с 2005 года мы каждый год готовили доклад, первый из них назывался «Политика роста», и большое спасибо вам, Евгений Максимович, потому что каждый доклад вы читали и потом нам давали свою оценку, некоторые положительные, а некоторые очень отрицательные. Например, один раз, когда мы подготовили, по-моему, в 2008 году доклад, который назывался «Суверенная экономика», вы нас раскритиковали в пух и прах, и спасибо большое – это было совершенно справедливо.

Но сейчас ситуация совсем другая, и, конечно, то, что произошло, в общем, на мировых рынках, то, что произошло в наших отношениях с нашими внешними экономическими партнерами, введение санкций, приводит, в общем, к кардинальному, по нашему мнению, изменению ситуации, потому что та модель, на которой мы жили все эти годы, она перестает работать. Падение цен на нефть вот сегодня уже приводит к тому, что резко снизились доходы от экспорта, и мы не знаем, как будет дальше себя вести нефть, но, конечно, все прогнозы к тому, что, скорее всего, это все-таки будет дальнейшее падение, и ситуация для нас будет серьезно обостряться.

Но кроме этого, вот экспорт нефти и доходы, использование доходов от нефти – это, конечно, был первый драйвер развития экономики, сырьевой сектор, но второй драйвер – это использование этих доходов и высокий спрос на внутреннем рынке, и все инвестиции в основном, которые приходили в Россию, это, конечно, инвестиции под внутренний рынок. Не все, конечно, в основном, но очень большая их доля, и в этом смысле у нас тоже и внутренний спрос сегодня снижается, и, конечно, и этот драйвер начинает работать не в полную силу.

Сегодня надо определяться. Если эти уже не работают в том объеме драйверы экономики, точки роста, то сегодня надо определяться, каковы же будут новые точки роста нашей российской экономики, за счет чего мы будем развиваться. Конечно, сегодня нам кажется, вот совершенно согласен с Андреем Николаевичем, что необходимо использовать сегодня этот момент низкого курса рубля. То есть мы должны не упустить этот шанс, который мы упустили и в 2009 году, в какой-то степени в 1999 году, и построить свои новые стратегии именно на том, что у нас должны быть в стране низкие издержки. Мы должны быть конкурентоспособны, в том числе и за счет того, что наши издержки будут ниже, чем у наших конкурентов. Тогда это нам даст реальный шанс импортозамещения, мы будем конкурентны по сравнению с импортом, мы будем конкурентны, в том числе, и на внешних рынках, потому что наша продукция по соотношению «цена – качество» может найти свои ниши на внешних рынках, и особенно это касается возможности углубления переработки сырья. Сегодня продавали сырье, завтра мы можем с большим эффектом продавать уже продукты дальнейших переделов.

Какие же низкие издержки? Ну, я тоже согласен с Сергеем Юрьевичем Глазьевым о том, что, конечно, прежде всего это дешевые кредиты и деньги, которые всегда в нашей истории были серьезным препятствием для развития бизнеса. Сегодня мы считаем, что должно быть смягчение финансовой политики, но мы считаем, что должна быть своего рода выработана наша собственная национальная политика количественного смягчения и осуществлена программа, в общем, опережающего, но не денежного, а инвестиционно-кредитного предложения в российскую экономику. Должны быть налажены каналы доведения этого. В том числе, кстати, эмиссионного, то есть эмиссия тоже возможна в такой ситуации, но только если деньги связаны инвестированием в отдельные проекты, то есть в новое, в создание новой собственности. Если они поступят на потребительский рынок прямо, то, конечно, это будет действительно сильное стимулирование влияния на инфляцию.

Конечно, не только должны быть дешевые кредиты, но и, конечно, вот я уже сказал о курсе рубля. Для нас очень важны еще и низкие тарифы, потому что все эти годы мы проводили политику приоритета именно сырьевых компаний, но действительно, они основной источник доходов бюджета при экспорте, экспортируя свою продукцию. Сегодня, конечно, необходимо переходить на другую парадигму, и должен быть приоритет потребителя. Вот такого рода решение, как налоговый маневр, он должен быть, только наоборот. Мы должны стимулировать потребителей внутри страны, то есть чтобы цены на внутреннем рынке были ниже, а на внешних рынках было как раз наоборот дестимулирование поставок сырья на внешние рынки.

Здесь, конечно, очень важна правильная система установления тарифов, то, что мы когда-то придумали. Затратный принцип установления тарифа, допустим, на электроэнергию – это, конечно, совершенно недопустимая вещь. Мы получили огромный негативный результат в результате, в общем, практически галопирующий рост тарифов, кстати, и в прошлом году, хотя мы их заморозили.

Важен эффект низких стимулирующих налогов. Согласен, что такого уровня социальные налоги, они остановили, в общем, рост практически в тот момент, когда они были введены. Слава Богу, снизили чуть-чуть до 30%, но сегодня, в общем, это очень серьезная нагрузка на бизнес, и необходимо эти налоги снижать.

Еще очень важно, что у нас должно быть дешевым. У нас должно быть дешевое государство, потому что, конечно, государство с теми расходами, которые мы несем, и официальными, и неофициальными, сегодня просто тормоз развития экономики, и в этом смысле должна быть сделана очень серьезная работа. Она, в принципе, ведется, и вот Андрей Никитин, который возглавляет АСИ, «дорожные карты», которые сегодня реализуются, они, конечно, очень серьезно меняют административное регулирование в экономике, но эти шаги должны быть уже не такого, не эволюционного плана, как АСИ сегодня делает, а, наверное, больше уже можно говорить о революции. Я имею в виду революции в изменении тарификации, в изменении систем регулирования и прочего.

Но при этом, конечно, экономика должна быть экономикой высокой производительности труда и соответствующим этой высокой производительности уровнем заработных плат населения, потому что тот опережающий рост затрат на труд, который был все эти годы по сравнению с ростом производительности труда, конечно, в дальнейшем таким образом мы просто ставим тоже под сомнение конкурентоспособность нашей экономики.

Каковы же точки роста, если мы об этом всем говорим, и будут низкие издержки? Ну, конечно, прежде всего малый и средний бизнес. Может быть, уже мантра такая «малый и средний бизнес – это важнейшее направление развития», но это действительно важнейшее направление развития экономики. Сегодня только одна детенизация этого бизнеса может дать колоссальный эффект, в том числе, и для доходов бюджета. Хотя малый и средний бизнес прежде всего функция не фискальная, а прежде всего социальная, но, тем не менее, 22 миллиона человек сегодня находятся вне отношений с государством по официальной статистике Роструда и в основном они занимаются малым бизнесом, и если их легализовать немного в мягкой форме, без регистраций, без бюрократических процедур разрешить покупать патенты, то и доходы будут, прежде всего для местных бюджетов, и малый бизнес выйдет из тени.

Еще один момент, который хотел бы сказать – новая индустриализация, о которой мы все тоже говорим. Я вот не соглашусь с Анатолием Дмитриевичем. Сегодня, к сожалению, не смог принять участие в рабочей группе по подготовке Госсовета, но здесь тоже нужны революции, я имею в виду экономические революции. Потому что вот вы говорите, опять инвестиционная льгота – да была она уже, опять там какие-то зачеты по налогу на прибыль, возможно, по налогу на имущество. Мы должны быть в этом смысле на уровне мировых стандартов привлечения инвестиций в технологические отрасли. Сегодня идет компенсация затрат по всему миру. Казахстан принял решение 30% инвестиций в технологические отрасли компенсировать напрямую предпринимателям. Поэтому мы не можем вот такими косметическими мерами сегодня обойтись. И вообще надо отходить от этой парадигмы выпадающих доходов бюджета – слышу просто вот старую тоже такую вот эту систему мышления – мы должны думать о развитии. Для того чтобы развиваться, надо инвестировать.

Что еще хотел бы сказать насчет управления? Евгений Максимович, вы сказали, что есть Правительство у нас для того, чтобы решить этот вопрос. К сожалению, та система управления, которая сложилась, мы, например, на себе это хорошо испытали в этом году, когда предложили Правительству 217 инициатив новых в докладе Президенту. Вот сколько было совещаний в Правительстве, сколько было межведомственных согласований, но, к сожалению, Правительство, если оно обеспечивает управление текущим состоянием, то, конечно, о развитии в такой парадигме управления очень сложно говорить, поэтому мы все-таки предлагали давно и предлагаем сегодня отделить управление текущим состоянием от управления развитием, и за развитие чтобы отвечала все-таки другая структура. Это было в нашей истории, кстати, на кризисе 1998 года, когда была создана специальная комиссия.

Примаков Е.М.:

– Вот простите, а чем тогда будет заниматься Правительство?

Титов Б.Ю.:

– Текущим управлением, вот этими вот совещаниями, распределениями, бюджетами. Но думать о развитии одновременно здесь будет очень сложно. Поэтому считаем, что вот такая система управления сегодняшняя исходя из той ситуации, которая сложилась у нас, была бы правильной.

Ну, и все-таки еще один момент. Извините, что я уже свой – «бюджет» хотел сказать – регламент превысил. Все-таки нельзя нам сегодня не только не закрываться, вернее, не только закрываться, как экономике, мы должны быть открытой экономикой, но и все-таки мы должны понимать, что частный сектор, частный бизнес, особенно на уровне малого и среднего бизнеса, но и крупного бизнеса, является все-таки эффективной системой развития, эффективной системой развития экономики, и именно частный бизнес все-таки намного эффективнее, чем государственные компании. И когда у нас идет вот этот фетиш того, что надо все огосударствить, чтобы это все работало, посмотрите на последние примеры, посмотрите на предыдущие примеры. Конечно, и в частном бизнесе, когда есть провал рынка, бывают проблемы. Но все-таки, знаете, как Черчилль говорил про демократию, что у демократии много проблем, но никто еще пока не придумал ничего нового, так же и про частный бизнес. Много проблем в частном бизнесе, но ничего более эффективного с точки зрения развития экономики пока нет. Спасибо.

Тематические сайты: Мероприятия, Экономика
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия