Сегодня среда, 23.06.2021: публикаций: 2168
26.03.2021 11:11
Аналитика.
Просмотров всего: 3014; сегодня: 5.

В марте инфляционные ожидания населения увеличились

В марте инфляционные ожидания населения увеличились

В марте инфляционные ожидания населения увеличились, оставшись на повышенном уровне, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.

Согласно опросу ООО «инФОМ», респонденты оценивают инфляцию в ближайшие 12 месяцев в 10,1%. Оценки краткосрочных ценовых ожиданий предприятий в марте также возросли под влиянием ожидаемого роста спроса и продолжающегося увеличения издержек.

Выросли прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 и 2022 гг. и ожидания рынка (оценки вмененной инфляции на ближайшие три года), однако все они остались вблизи 4%.

Инфляционные ожидания и потребительские настроения (март 2021 г.).

В марте инфляционные ожидания населения и бизнеса оставались повышенными и даже несколько возросли по сравнению с февралем. По данным опроса ООО «инФОМ», инфля­ционные ожидания населения увеличились, оставшись ниже локального максимума декабря 2020 года. Согласно результатам мониторинга, проводимого Банком России, оценки кратко­срочных ценовых ожиданий предприятий продолжили расти. Аналогичную картину показыва­ют ценовые компоненты индексов PMI, особенно в части закупочных цен. Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 и 2022 гг. незначительно увеличились, оставшись заякоренными на цели Банка России. В то же время вмененная инфляция на ближайшие три года, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в марте продолжила повышаться, достигнув к настоящему мо­менту 4%, на более дальние сроки – находилась вблизи 4%. По прогнозу Банка России, го­довая инфляция вернется к целевому уровню в первой половине 2022 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Инфляционные ожидания населения.

Инфляционные ожидания населения в марте, по данным опроса ООО «инФОМ», проводимого по заказу Банка России, незначительно увеличились, оставшись на повышенном уровне, но ниже локального максимума, наблюдавшегося в декабре 2020 г. (табл. 1, рис. 1). Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 10,1% (+0,2 п.п. к февралю). Также выросла наблюдаемая населением инфляция. Ее медианная оценка составила 12,7% (+0,4 п.п. к февралю), что близко к максимальному значению за последние четыре года. По отдельным группам респондентов изменение оценок ожидаемой и наблюдаемой инфляции было разнонаправленным. Их увеличение отмечалось только респондентами со сбережениями (рис. 2), тогда как респонденты без сбережений демонстрировали снижение и ожиданий, и оценок текущей инфляции. Возможно, это отражает большую чувствительность низкодоходных групп населения к ценам социально значимых товаров и влияние на их ожидания мер по административному сдерживанию цен. Вместе с тем рост инфляционных ожиданий у более обеспеченных групп говорит о росте устойчивых факторов со стороны спроса.

Повышение оценок наблюдаемой инфляции прежде всего было связано с ускорением роста цен на отдельные часто покупаемые населением товары. В марте респонденты заметно чаще, чем в феврале, говорили об удорожании яиц, мяса и птицы. Ускорение роста цен на эти товары было зафиксировано Росстатом в феврале текущего года1. В ответах на вопрос о наблюдаемом росте цен увеличилось количество упоминаний и большинства других часто приобретаемых товаров и услуг (рис. 3 Аналитического отчета ООО «инФОМ», март 2021 г., далее – Отчет).

В марте выросли значения баланса ответов на вопросы о качественном изменении текущей и будущей инфляции2 (рис. 3). Наиболее существенно увеличились оценки роста цен за прошедший месяц и ожидания на месяц вперед. При этом ожидания на год вперед изменились незначительно, оставаясь вблизи минимальных значений с мая 2018 года. Это свидетельствует о том, что респонденты ожидают небольшого дополнительного ускорения инфляции по сравнению с текущим уровнем на горизонте до года, при этом большая часть этого ускорения ожидается в ближайший месяц.

В марте несколько увеличилась (с 28 до 31%) доля респондентов, ожидающих, что инфляция к концу 2021 г. составит примерно 4% (рис. 8 Отчета). Инфляционные ожидания населения на три года вперед в марте выросли: 51% респондентов (+3 п.п. к февралю) ожидают, что через три года рост цен будет заметно выше 4% (рис. 9 Отчета).

Незаякоренность инфляционных ожиданий на цели по инфляции Банка России и сохранение их на повышенном уровне создают риски вторичных эффектов.

Потребительские настроения домохозяйств.

Индекс потребительских настроений в марте незначительно снизился (по сравнению с февралем – на 1,6 п.), оставшись вблизи максимального с середины прошлого года уровня (рис. 4). Среди его компонент более заметно снизился индекс текущего состояния (-2,4 п.), индекс ожиданий уменьшился на 1 пункт.

В марте увеличилась склонность респондентов к сберегательному поведению: до 59% (+4 п.п. к февралю) увеличилась доля тех, кто считает, что свободные деньги сейчас лучше откладывать (рис. 23 Отчета). Однако это пока не сказывается на фактическом поведении потребителей: доля тех, кому удалось что-то отложить, в марте снизилась до 24% (-2 п.п. к февралю) (рис. 25 Отчета). Это может указывать на то, что, несмотря на рост склонности к сбережению среди респондентов, снизилась доля тех из них, кто имеет для этого достаточно свободных средств.

За прошедший год изменились представ­ления респондентов о наиболее выгодных способах вложения денег. В результате про­изошедшего снижения ставок по депозитам заметно уменьшилась (по сравнению с мар­том 2020 г. – с 37 до 29%) доля тех, кто счи­тает наиболее выгодным вложением банков­ский вклад. Однако несмотря на снижение доли ответов, этот способ вложения респон­денты указывали чаще других. При этом по­высилась привлекательность альтернативных способов сбережения: накоплений в налич­ных долларах и евро (доля респондентов, выбравших эти варианты ответа, выросла с 9 до 13% и с 7 до 11% соответственно), вложений в акции (рост доли с 7 до 12%).

Ценовые ожидания предприятий

По данным мониторинга, проведенно­го Банком России в марте 2021 г., ценовые ожидания предприятий на три месяца вперед вновь возросли. Они остаются вблизи макси­мумов 2020 г. (рис. 5). Средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 3,6% в годовом выражении (в марте 2020 г. – 3,1%).

Главные причины сохранения высоких ценовых ожиданий – растущие ожидания предприятий относительно восстановле­ния спроса при сохранении высоких оценок увеличения издержек. Среди опрошенных предприятий, ожидающих роста цен, 80% в качестве причины указали изменение сто­имости сырья, комплектующих и материалов. Их доля увеличивалась пятый месяц подряд. Также в качестве причины ожидаемого ро­ста цен чаще указывалось удорожание мо­торного топлива. В дополнение к этому осла­бевало сдерживающее влияние спроса: доля предприятий, снижающих цены из-за паде­ния спроса, сокращалась пятый месяц подряд и достигла уровня до начала пандемии.

Сильнее всего возросли ценовые ожида­ния в розничной торговле. Главная причина – динамика закупочных цен. Уровень инфляци­онных ожиданий в данной отрасли остается наиболее повышенным, что может указывать на высокую вероятность сохранения повышенных темпов роста потребительских цен на товары в ближайшие месяцы. Средний темп прироста цен в ближайшие три месяца, ожидаемый предприятиями розничной торговли, составил 6,1% (в годовом выражении, в марте 2020 г. – в момент ажиотажного спроса на продукты питания перед локдауном – 6,7%).

По данным опросов IHS Markit PMI, в феврале 2021 г. темпы роста цен возросли до максимальных значений (рис. 6). Так, в обрабатывающей промышленности рост отпускных цен стал рекордным за последние шесть лет. Представители предприятий связывали это со значительным увеличением закупочных цен в последние месяцы. Благодаря увеличению количества новых заказов производители смогли перенести рост затрат в конечную стоимость продукции. В сфере услуг рост отпускных цен также ускорился. Предприятия переносили в цены увеличившиеся издержки, темп роста которых был вблизи максимумов последних двух лет.

Вмененная инфляция для ОФЗ‑ИН.

Вмененная инфляция, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в марте 2021 г. изменялась разнонаправлено (рис. 7). По оценкам Банка России3, вмененная инфляция на ближайшие три года продолжила расти, в среднем за март составила 3,7% (табл. 1), а к настоящему моменту приблизилась к 4%. Средняя вмененная инфляция в будущем в первой половине марта оставалась достаточно стабильной после роста в январе-феврале. Она составляет 4,0% на 2023 – 2028 гг. и 4,5% на 2028 – 2030 годы. Эти уровни соответствуют значениям середины 2019 года. Текущий уровень вмененной инфляции на ближайшие три года после роста в последние три месяца стал соответствовать консенсус-прогнозам инфляции аналитиков.

Прогноз инфляции профессиональных аналитиков.

В феврале-марте 2021 г. прогнозы инфля­ции профессиональных аналитиков4 на 2021 и 2022 гг. незначительно увеличились, остав­шись вблизи 4% (табл. 1, рис. 8). Прогнозы на 2021 г. составляли 3,8 – 3,9%, на 2022 г. – 3,9 – 4,4%. При этом за последний месяц аналитики повысили траекторию инфля­ции в 2021 г.: они ожидают ее возврат к 4% в IV квартале 2021 года.

Прогноз Банка России.

Годовая инфляция в I квартале складыва­ется выше прогноза Банка России, опублико­ванного в феврале. Ожидается, что она до­стигнет максимума в марте и далее будет снижаться. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вер­нется к цели Банка России вблизи 4% в пер­вой половине 2022 г. и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.

1 См. информационно-аналитический комментарий «Динамика потребительских цен», № 2 (62), февраль 2021 года.

2То есть большая доля респондентов указала, что цены выросли / вырастут очень сильно либо росли

/ вырастут быстрее, чем раньше / сейчас.

3Оценки основаны на сопоставлении ожидаемой доходности ОФЗ, индексируемых на инфляцию (ОФЗ-ИН), и номинальных ОФЗ с учетом лага в индексации номинала и сезонности инфляции. Методика расчета.

4 Данные опросов Интерфакс, Bloomberg, Thomson Reuters.

Дата отсечения данных – 19.03.2021.

Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.

Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.

Фото на обложке: А. Никитин, Банк России

© Центральный банк Российской Федерации, 2021


В марте инфляционные ожидания населения увеличились

В марте инфляционные ожидания населения увеличились

В марте инфляционные ожидания населения увеличились

В марте инфляционные ожидания населения увеличились

В марте инфляционные ожидания населения увеличились

В марте инфляционные ожидания населения увеличились

В марте инфляционные ожидания населения увеличились


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 7297 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=9682
Поделиться:
Ваше мнение
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос

Интересно:

Отношение граждан к различным платежным средствам
22.06.2021 11:29 Аналитика
Отношение граждан к различным платежным средствам
Граждане не торопятся отказываться от наличных. Доля тех, кто не представляет своей жизни без наличных, хотя и снизилась за 2020 год до 55%, но все еще сопоставима с теми, кто не может обойтись без расчетов...
Навязывание услуг и товаров под видом страхования недопустимо
21.06.2021 10:56 Консультации
Навязывание услуг и товаров под видом страхования недопустимо
Агенты страховщиков (банки, автосалоны и другие посредники) в ряде случаев одновременно с продажей страховых полисов предлагают потребителям дополнительные продукты и услуги, не относящиеся к страхованию, — например, юридические, сообщает пресс-служба ЦБ РФ. ...
Фахверк Домогацкого
20.06.2021 17:08 Товары и услуги
Фахверк Домогацкого
Фахверк происходит от немецкого "fachwerk" и переводится, как каркас. Здание, построенное фахверковым способом, представляет собой каркасное деревянное строение в качестве основы. Благодаря объединению вертикальных, горизонтальных и наклонных несущих стоек под углами каркасное...
«СеллерМаркет» представил на ECOMExpo’21 собственное ИТ-решение
18.06.2021 12:15 Мероприятия
«СеллерМаркет» представил на ECOMExpo’21 собственное ИТ-решение
Единый личный кабинет продавца «LK.Market», позволяющий вести продажи сразу на более чем 30 маркетплейсах, представили на днях в Москве на ECOMExpo’21 (крупнейшая ежегодная выставка технологий для ecommerce и ритейла). Разработчиком продукта является татарстанская компания «СеллерМаркет»...
Цикл лекций «Адаптация: как мы реагируем на изменения»
17.06.2021 00:21 Мероприятия
Цикл лекций «Адаптация: как мы реагируем на изменения»
Цикл открытых лекций Московского института психоанализа «Адаптация: как мы реагируем на изменения».  Последний год заставил нас изменить не только привычки, но и отношение к различным аспектам  жизни. Стресс, связанный с пандемией; изменение привычного образа жизни; уход в...