24.07.2024 13:50
Аналитика.
Просмотров всего: 24122; сегодня: 3.

Россияне разлюбили ездить в отпуск?

Россияне разлюбили ездить в отпуск?

Аналитический центр НАФИ опубликовал статистику, согласно которой единственный вид отдыха, популярность которого у россиян традиционно растет – это отдых дома. Разбирались с экспертами турбизнеса, так ли это на самом деле и какова реальная ситуация.

Согласно данным, опубликованным Аналитическим центром НАФИ, единственный вид отдыха, который становится популярнее у россиян – это «отказ от поездок в пользу домашнего времяпровождения».

40-50% россиян никуда не ездят в отпуск

«Доля тех, кто предпочитает провести отпуск дома, за последние 12 месяцев увеличилась на 3 процентных пункта с 42% до 45%. А вот все другие разновидности «перезагрузки» стали в глазах россиян менее желанными», – сказано в материалах компании.

С одной стороны, о том, что более половины россиян собираются отдыхать дома, ранее заявлял и ВЦИОМ. Кроме того, почти треть населения (и эта статистика релевантна не только для России, она отражает общемировую ситуацию) вообще не склонна к перемещениям по миру и если выезжает, то в пределах своего региона. То же касается статистики перелетов – 70% туристов пользуются авиатранспортом реже раза в год, откуда следует, что далеко от дома они не уезжают.

Однако, с другой стороны, у опрошенных «Вестником АТОР» экспертов туротрасли есть некоторые сомнения в части корректности использованных формулировок.

По их мнению, дело не только и не столько в том, что россияне именно «не хотят отдыхать». Просто путешествия становятся дороже, а нагрузка на инфраструктуру – все больше. И это побуждает туристов оставаться дома. А вовсе не отсутствие любопытства и не в чистом «стремлении проводить время дома».

От отпуска отказываются из-за дороговизны, а не от желания остаться дома

В топе предпочтений у туристов остаются дача и, предсказуемо, пляжный отдых. По данным НАФИ, 47% россиян хотят проводить отпуск на пляже, 45% – дома, а 42% – на даче. С оговоркой, что финальное значение может превышать 100%, поскольку респонденты могли выбрать больше одного варианта.

Хотя и доля россиян, заявляющих о желании провести отдых на пляже, якобы сокращается. В 2023 году об этом говорили 51% опрошенных, в 2024 – 46%. Также и в отношении всех других видов отдыха наблюдается снижение интереса.

Таблица 1. Предпочитаемые виды отдыха летом 2024 года в %, по данным НАФИ

2023

2024

Пляжный отдых

51

46

Отдых дома

42

45

Отдых на даче, на приусадебном участке

44

42

Познавательный отдых – экскурсии, путешествия по историческим, природным местам

42

41

Активный отдых (катание на лыжах, сноуборде, походы, рыбалка, охота и т.д.)

27

25

Лечение в санаториях

23

17

В домах отдыха, пансионатах

19

16

По словам генерального директора туроператора Pegas Touristik Анны Подгорной, нельзя говорить об «отсутствии» у туристов как такового интереса к поездкам по России или за рубеж.

Напротив, по наблюдениям экспертов компании, путешественники с удовольствием открывают для себя новые регионы страны. Например, источники в Тюменской области или путешествия по Уралу. Очевидно и стремление туристов посетить Кавказ – отели Дагестана летом заполнены. Стопором же для поездок становится, в первую очередь, недостаточный номерной фонд.

Ранее вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин говорил о негативном влиянии высокой стоимости перевозки на отпускные предпочтения россиян – позволить себе путешествовать с использованием авиационного или железнодорожного транспорта может только треть туристов.

Другие эксперты соглашаются – дело вовсе не в «предпочтении сидеть дома», а отсутствии финансовой возможности часто путешествовать. Более того, россияне в этом году готовы сокращать продолжительность отдыха, но не отказываться от отпуска.

Спрос на санаторно-курортный отдых лимитирован возможностями отрасли

Вопрос отсутствия нужного объема номерного фонда особенно остро стоит в части санаторно-курортного отдыха. Так, по данным НАФИ, в этом сегменте наблюдается отрицательная динамика: доля тех, кто готов выбрать в качестве отдыха санаторное лечение, за год снизилась на 6 процентных пунктов – с 23% до 17%, посчитали в компании.

Вместе с тем, по данным туроператоров, хорошие санатории бронируют не просто заранее, а за год до заезда. Причем речь не только о традиционно популярных Кавминводах, но также о здравницах Ленинградской, Тюменской, Свердловской и других областей. Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры полагают, что якобы «снижающийся» интерес к поездкам в санаторий – это следствие сложностей с бронированием путевок, вызванных дефицитом мест в санаториях, но никак не отказа россиян от этого вида отдыха.

Россияне все чаще выбирают короткие поездки

Не было у туроператоров также и речи о снижении интереса к культурно-познавательному отдыху. Напротив, в «Интуристе», например, рассказали об увеличении спроса на туры выходного дня, поездки на небольшие расстояния и стремлении изучать близлежащие дестинации. А генеральный директор «СканТур» Роман Цветков недавно говорил также о росте количества «возвратных» туристов, готовых глубже погружаться в культуру посещаемого региона и о росте продолжительности «коротких» туров.

Другие опрошенные эксперты предположили, что наблюдаемая ситуация как раз может быть вызвана стремлением к экономии: люди меняют на поездку длительностью 4-5 дней не короткие туры выходного дня, а основной отпуск.

«Очень сложно оценивать какие бы то ни было «общие тенденции» в предпочтениях туристов. Все очень сильно зависит от вида отдыха, от региона, от его возможностей по приему туристов и погодно-климатическим условий. Для продолжительного отдыха в Сочи характерны одни тенденции, для поездок из Москвы в Петербург – другие. Здесь нет и не может быть «среднего арифметического», – говорит Анна Подгорная из Pegas Touristik.

Что же касается предпочитаемых видов отдыха, эксперты группы компаний «Мантера» также упоминали, что туристы, как правило, во время отпуска совмещают самые разные активности. Например, катание на лыжах, культурный досуг и экотуризм, не ограничиваясь чем-то одним.

Таким образом, исходя из сказанного экспертами туристического рынка, никак нельзя говорить о «спаде интереса к туризму». Строго напротив – россияне хотят и готовы ездить и по стране, и за рубеж. И если что-то и мешает им проводить отпуск в поездках, то это высокие цены на отдых и недостаточный объем инфраструктуры, которая не покрывает растущих потребностей.

Текст: Екатерина Тропова.

Изображение из открытых источников.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12147 публикаций
Сайт: www.atorus.ru/node/57897
Поделиться:

Интересно:

Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...